Рэй Курцвейл: «Мы срастемся с искусственным интеллектом»

Онлайн-журнал Republic (как всегда, под подпиской, т.е. в закрытом режиме) — опубликовал интервью с техническим директором Google Рэем Курцвейлом. Разместить у себя платный текст нельзя, а вот перечислить основные тезисы и прогнозы своими словами — вполне.

Курцвейл интересен тем, что с 90-х гг. выдвинул 147 прогнозов о развитии технологий, из которых сбылись 115, а еще 12 оказались по сути верными, но опоздали по срокам на несколько лет. Таким образом, Курцвейл может похвастаться высокой точностью прогнозов — 86%.

1. Мы наблюдаем почти 50%-ю дефляцию информационных технологий. Почти каждый год мы получаем тот же уровень вычислений, что и год назад, но в полцены.

2. Уже в середине 2020-х гг. одежда и предметы обихода будут печататься на 3D-принтерах. В общем доступе можно будет найти уйму недорогих принтов и дизайнерских решений, которые можно будет использовать бесплатно — так же, как мы сейчас пользуемся бесплатными шрифтами, скриптами и «темами» для сайтов. Индустрия моды никуда не уйдет, так же как никуда не ушла музыкальная, книжная и киноиндустрия с появлением новых технологий. Просто она займет свою нишу.

3. Недавно уже построили первое офисное здание из маленьких модулей в стиле Lego, напечатанных на 3D-принтере. В 20-е годы так будет выглядеть строительство.

4. У нас уже есть технологии, которые могут вести с человеком беседы. Курцвейл не верит, что для прохождения теста Тьюринга нужно обладать всей гибкостью человеческого разума. Если судья (человек) не сможет увидеть разницу, тогда мы приравняем искусственный интеллект к человеческому. Курцвейл уже несколько лет говорит, что мы придем к этому в 2029 году.

5. Скорее всего, это будет еще не полноценный ИИ из фантастических фильмов. Скорее, речь идет о самообучающихся «удлинителях мозга», которые сделают доступ к информации легче. Мы буквально сольемся с этими устройствами, они станут частью нашего тела: в буквальном или почти буквальном смысле. Похожие технологии в зачаточной стадии уже расширяют наше сознание, делают нас более осведомленными.

6. У любой технологии есть темные стороны. Любая технология проходит через 3 фазы. Первая — радость от возможности преодолеть ограничения. Вторая — тревога от осознания смертельной опасности технологии. И третья — понимание того, что мы обязаны продолжать прогресс, введя ограничения. Технологии — всегда палка о двух концах. Огонь может согреть, но и сжечь дом — а ведь новые технологии куда мощнее. Эти 3 стадии просто нужно пройти, иначе мы никогда не преодолеем болезни, экологическую деградацию и многие другие проблемы общества.

7. На самом деле мы уже имеем технологии, которые способны уничтожить человечество несколько раз. Но это не повод отказываться от технологий. Например, иммунотерапия: мы можем перепрограммировать иммунную систему человека, чтобы та уничтожала рак. Однако та же технология способна и создать биовирус. Другой острый вопрос — вооружение ИИ. Армии по всему миру уже применяют его в дронах, и очень многие требуют запретить беспилотное оружие. Но технология в основе вооруженного беспилотника — и дрона, доставляющего необходимое в удаленные поселения или в районы чрезвычайных происшествий — на самом деле одна. Наша цель — не отказываться от технологии, а стимулировать максимально широкое обсуждение и контролировать риски.