Как опубликоваться и кухня издательств: выступление на MDS Chill Fest

Привет, друзья!

Вот сейчас на этой сцене всего в двух лицах побывали и геймдев, и писатели, и блогеры, и составители сборников для крупных издательств. Я этот ряд дополню как писатель и работник издательства.

Что я хочу сегодня рассказать…

Вот Иван Наумов, сценарист фильма «Балканский рубеж», немного расскажет о том, как книга превращается в киносценарий, а сценарий в кино. А сразу после меня Арсений Гончуков, уважаемый, расскажет, как снимать кино почти без бюджета. В общем, немножко поделятся кухней процесса.
Я в свою очередь хочу рассказать, на что похожа кухня издательская и как издаться в бумаге.

Ну… ладно, к делу. Для начала — о вопросе, как издаться в бумаге.

Если совсем коротко — то почти никак. Вот поговорим об этом «почти».

Если говорить о крупных издательствах, то есть ряд направлений в фантастике которые сейчас востребованы. Не буду говорить о трендах, на некоторые на самом деле спрос снижается, так что и тиражи, и число наименований падает — но в целом для новых авторов в крупных издательствах можно говорить именно об избранных направлениях. Ну там, романтическая фантастика, боевая фантастика, вселенная Метро 2033, до сих пор издается серия «Сталкер». Я признаться, даже не очень в этих сериях разбираюсь, потому что мы сами издаем немного другое. Просто наблюдаю со стороны, в статистику глубоко не лезу.

При этом, кстати, в том же Эксмо в последний год что-то сдвинулось с мертвой точки: запустили серию нестандартной, совершенно мозговыносящей фантастики «Сломанный миф», переиздают вот «Осеннего лиса» и вообще всю тетралогию Дмитрия Скирюка — так что непроектную фантастику тоже издают, переиздают, кстати, наших авторов — но это все-таки для известных писателей. Если говорить о новичках, то неизвестные имена просто не рискнут, не пропустят куда-либо, кроме востребованных проектов. Проекты эти — это не плохо и не хорошо, просто они накладывают очень жесткие рамки. Если вы специально под них напишете – отлично. Если вам по душе писать что-то свое — нужно искать другие варианты.

Какие еще у нас есть варианты?

Открытый набор, т.е. любой может прислать свой рассказ, если он укладывается в тему конкретного сборника, и его рассмотрят наравне со всеми.

Вы знаете, я за последние лет, наверное, пять — наблюдал ряд имен, авторов, которые были впервые опубликованы. Из них только один автор сам прошел путь от так называемой сетературы к публикации в крупном издательстве, Альфа-книга. И то, надо сказать, что он 5 лет потратил на узнаваемость своего имени в сети: побеждал в романных конкурсах, работал как черт над получением каких-то бешенных тысяч прочтений на самиздатовских сайтах, пока ему в этом году Альфа-Книга сама не сделала предложение, от которого невозможно отказаться.

В остальном, если честно… все прочие авторы, а это человек 20, которые у меня на глазах издались впервые – они прошли либо через нас, т.е. Снежный Ком, либо через Сергея Чекмаева.

Есть такое явление, после него издаются, это литературные семинары. Я их на данный момент знаю крупных три. Это семинар при конвенте фантастики «Аэлита», в Ебурге. Это семинар при Петербургской фантассамблее. И третий, старейший, это наш семинар, мы его уже 11 лет проводим: раньше проводили в Крыму, сейчас в Подмосковье.

Я сейчас не хочу, чтобы это звучало как реклама, но вот такое дело: реально, абсолютное большинство новых имен, которые появлялись в бумаге и продавались по всей стране и в СНГ — они выходили по итогам семинаров. Если мы не говорим о проектах, а говорим об издании просто вещи, которую вы написали, не специально под какой-то фантастический проект.

На что эти семинары похожи? Ну, базово они примерно одинаковы. Есть ряд мастеров, давно публикующихся писателей или же редакторов издательств. Например, у нас это сперва были Олди и Валентинов, потом Веров, Скирюк, Казаков и вот Сергей Чекмаев, уважаемый. В Петербургской Фантассамблее это были Алан Кубатиев, Святослав Логинов, в этом году опять же Дмитрий Казаков. В общем, выбирают мастеров, далее объявляется отбор текстов, когда все шлют свои романы, повести и рассказы. Из них выбирается ряд текстов, мастера их несколько месяцев читают, вычитывают, обдумывают. Потом автор приезжает на мероприятие вживую, ножками. Где происходит разбор, в разборе участвуют и коллеги-авторы, и просто читатели, и естественно мастера. И по итогу у автора список, что поправить там и тут, чтобы докрутить текст до нужной кондиции, до того, чтобы он был публикабельным.

Надо, правда, сказать, что вот из трех семинаров, которые я перечислил, именно в плане публикаций самый эффективный один. Аэлита в Ебурге… никого не хочу обидеть, но я еще не видел примеров публикаций в крупных издательствах после нее. Может быть, просто не знаю. Это, скорее, как получить такой «Штамп качества» — мол, одобрено мастерами. Фантассамблея в Питере — парадоксальный случай. Само мероприятие крутое, но и сами участники семинара, и просто писатели в обсуждениях признают, по итогам семинара не происходит ничего. Тоже тексты как бы получают штамп качества. За все годы, что они проводят семинар, не было издано еще ни одного текста.

Это потому что Аэлиту и Фантассамблею организуют писатели, критики, редакторы — но не издатели. И, получается, единственный такой семинар, который организует издательство — это наш. Мы и у себя издаем, и коллегам из других издательств пропихиваем. Не хочу заниматься рекламой, так что просто — если кому интересно, подойдите после выступления, расскажу подробнее.

Это было в том, что касается романов.

Что касается рассказов, то вот опять же обратите внимание на Сергея Чекмаева. У Сергея за плечами составительство сборников фантастики в целом ряде издательств: это и Эксмо, и АСТ, и Пятый Рим, и Яуза, и наше издательство, опять же. Каждый раз, когда Сергей собирает новый сборник, он дает объявление у себя в Фейсбуке, ВКонтакте. Не всегда, но как правило — это открытый набор, т.е. любой может прислать свой рассказ, если он укладывается в тему конкретного сборника, и его рассмотрят наравне со всеми. У Сергея регулярно выходят и мэтры, и новые, никому не известные авторы. Опять же, если сборник издается у нас, мы даем объявление об открытом наборе у нас в соцсетях.

В общем, тоже способ выйти в бумаге, очень рекомендую обратить внимание и подписаться на Сергея где-нибудь, в Фейсбуке или ВКонтакте.

Важно — быть интересным, мозолить глаза и продавать подписку дешево. Фактически автор продает не само произведение, а аттракцион, причем, в хорошем смысле слова.

Теперь про так называемую «сетературу». Я уже упоминал: тоже в некотором роде путь к изданию, плюс, я знаю людей, которые на этом нормально зарабатывают. Наверное, нормально не по московским меркам — но для регионов, знаете, очень даже!

Это вообще уникальный феномен, для которого сам текст практически не важен. Как это выглядит? Вы находите себе один или несколько самиздатовских порталов. Для ромфанта и женской прозы лучше всего ЛитНет, для фантастики и мужской аудитории лучше всего Автор.Тудей. Далее вы регистрируетесь и Боже вас упаси просто взять и выложить текст. Вы должны выкладывать его по кускам, регулярно мелькая в ленте новостей и привлекая к себе внимание. Если вы еще и блог будете на площадке вести и делиться умными мыслями — вообще хорошо. Через некоторое время перестаете выкладываться забесплатно, и начинаете брать за подписку на продолжения какие-то совершенно смешные деньги.

Сетература построена так, что если вы, скажем так, попали в струю и регулярно мелькаете перед глазами, то текст, в сущности, не важен. Я видел в топе настолько не отредактированные тексты, что прямо кровь из глаз. Важно — быть интересным, мозолить глаза и продавать подписку дешево. Фактически автор продает не само произведение, а аттракцион, причем, в хорошем смысле слова. Такой же аттракцион, который дает нам интересный сериал, который выходит раз в неделю по выходным. Тут суть именно в ощущении сопричастности, которая почему-то прет читателя. Текст при этом довольно вторичен, не рассматривается в отрыве от взаимодействия с автором, всех этих милых каментов, обсуждений, холиваров, как красиво. Вот за это чувство причастности люди готовы платить — ровно так же, как платят за мобильные игры по модели Freemium, т.е. базово люди уже давным-давно привыкли платить смешные суммы, если они в самом деле смешные, за воздух и на регулярной основе.

На сетературе можно зарабатывать. Как минимум, это легко может стать небольшим приработком. Недостаток один — на это уходит поистине бездна времени, вы должны буквально жить на конкретном ресурсе. В общем, подходит не всем, но если вы втянетесь и заработаете сотни тысяч прочтений — через пару лет издательство может само к вам обратиться и предложить опубликоваться. Это действительно работает!

Да что там… Вот Снежный Ком наш, положим — мы специализируемся на любой фантастике, если она качественна. Мы — так называемое «малое издательство», т.е. у нас выходит до 30 книг в год, но над каждой мы тщательно работаем: придирчиво выбираем, отличное качество печати, часто внутренние иллюстрации, карты мира (если мы говорим о фэнтези). И вот даже у нас выходила книга с Автор.Тудей по итогам конкурса, который мы делали.

Вообще, если вам интересно, где можно заработать на творчестве и не дожидаться предложения от издательства — вот такое соотношение долей рынка в деньгах на рынке сетевой литературы:

ЛитНет (но это скорее для дам) – 45%
Автор.Тудей – 18%
Книгоман – 9%
Литрес:Самиздат – 7%
Ridero – всего 3%.
Еще около 18% все остальные.

Теперь вот еще об издательствах, заработать, деньгах и прочее. Уже из разряда, скажем так, издательской кухни.

Вообще я постоянно, когда общаюсь с разными людьми, и они узнают, что я писатель, они думают, что я какие-то огромные деньги зарабатываю. Мол, писатель, все такое, книги продаются по всей России и в СНГ. Нет. Вообще если вы хотите писать и на это жить — вот такая сейчас ситуация сложилась на рынке — что это сразу нет-нет-нет. Вот такая издательская кухня.

В том или ином формате книга будет жить всегда.

99% писателей имеют какой-то основной заработок, а пишут потому что им это просто по кайфу. За последние пять-семь лет куча имен ушли из литературы, потому что на это нельзя прожить, появилась другая работа, времени не хватает, все такое. Я не могу разглашать цифры, но даже богатейшие издательства, не издательства даже, а крупные холдинги — платят за роман столько, что по московским меркам курьер Яндекс.Еды может заработать больше. Пересчитать авторов, которые в России зарабатывают тем, что пишут, можно буквально по пальцам.

Вот так в целом об издательской кухне. Тиражи падают. Совокупная выручка издательств пока растет, но это за счет учебной литературы. Что парадоксально при этом, самый популярный жанр, который в России читают больше всего — это фантастика. Вообще каждая десятая прочитанная книга в России — это фантастика. Но при этом все довольно печально. Приведу простой пример: суперпопулярный в России поджанр попаданцев куда-нибудь. Спецназовцы с современной техникой – в Великую Отечественную, наши современники – во времена Николая II или Сталина, вообще вот этот тренд переиграть историю и почесать уязвленное национальное самолюбие. Супер-популярный жанр попаданцев. Но в издательстве, которое на нем специализируется, в последнее время тиражи начали опускаться уже ниже 1000 экз.

Еще пример. Пожалуй, самая известная премия в русской фантастике — это «Золотой Роскон», т.е. золото на «конвенте российской фантастики». Несколько лет назад один человек получил «Золотой Роскон», и едва-едва продались несколько сот экземпляров. При этом 150 экз. автор сам выкупил у издательства и распространял сам.

Я не хочу сейчас сказать, что литература умирает. Совсем нет. Люди читали и будут читать, в бумаге, в электронке, в виде аудио-книг и в других медиаформатах. Литература всегда будет востребована, и никогда не будет такого, как, помните, в фильме «Москва слезам не верит» герой рассказывал, что будет «одно сплошное телевидение», все прочие формы умрут, останется одна. Нет, конечно!

В том или ином формате книга будет жить всегда.

Но в текущем моменте все очень сложно. В текущем моменте книга или шире, рассказанная история — переживает драматический переход от старых медиа к новым. Это не беда одного российского рынка. Надо признать, что на западных рынках ситуация гораздо лучше, но, например, из большой пятерки издательств США осталось как бы 3 с половиной. Банкротства крупных издательских домов происходят и в Британии, и на других крупнейших мировых рынках: во Франции и в Германии.

В каком-то смысле мы с вами живем в интересные времена, как их понимают китайцы. Помните это высказывание: мол, не дай Бог жить во времена перемен. Мы с вами проходим крупнейшее после появления печатного станка технологическое преобразование в литературе. Этот переход выпал именно на наши дни. Зато именно мы, мы с вами — будем свидетелями того, как появится новая книга, как рынок устаканится и будет захвачен новыми форматами, притом такими, о которых мы сейчас можем пока даже не подозревать.

В настоящем моменте, не буду скрывать, в издательском бизнесе все очень плохо. Даже у крупнейших издательств раньше тираж хотя бы отгружался в сети, а там уж как-нибудь разойдется — а сейчас по полтиража, небольших, надо сказать, тиражей — может пылиться на складах.

У нас, в сегменте малых издательств… Скажу прямо, мы в хорошем таком плюсе, но если бы мы жили только издательской деятельностью — было бы туго. Даже у нас, издателей, есть основные источники дохода: другие бизнесы, другие занятия. Как 99% писателей пишут не потому что на это живут, а просто потому что им это по кайфу, так и нам — просто по кайфу давать людям новые имена и новые захватывающие истории.

В таком вот трагическом и интересном моменте мы с вами живем. Но я уверен, что уже на нашем веку все перевернется с ног на голову, а интересные истории всегда будут востребованными.