Программы для писателей

Программы для писателей

Давным-давно — наверное, лет 10-12 назад — мне случайно попалась специальная программа для сценаристов и писателей. Чего она только ни делала: и заводила «карточки» персонажей и мест, и что-то творила с сюжетными линиями, включала в себя тезаурус, календарь, блокнот… Я честно попытался ей пользоваться день или два — и решил, что это ерунда.

Почему? Вкратце — потому, что программа пыталась подменить собой процесс сложения истории, а там, где не пыталась — была попросту не нужна. Сюжетные линии? Если вы их не штампуете, хватит простого текстового редактора. Календарь и блокнот? Помилуйте, уж чего на рынке навалом, так это календарей и блокнотов.

Я со скепсисом отношусь к программам, которые «создают обстановку для творчества»: либо вы пишете, либо не пишете. Костыли не помогут. Но все же есть продукты, которые упростят жизнь автору. И — они не вызывают отторжения. В основном потому, что пригодятся не только автору, но любому человеку. В общем — все, как и должно быть.

Evernote

Стоимость: Бесплатно
Язык: Русский
URL: Evernote.com
Платформа: OS X, Windows, iOS, Android, Windows Phone

Основная функция Evernote — электронный блокнот в сочетании с базой данных. Иными словами, приложение создает и хранит заметки. В чем же отличие от обычного блокнота?

  1.  Заметки Evernote могут быть самыми разными: текст, изображение/фото, список, таблица, заметка со вложенным файлом и др. и пр.
  2. Заметки можно упорядочивать по разделам и присваивать метки, чтобы по меткам находить нужное. Например, стандартный сценарий использования — кулинарная книга, где каждая заметка — блюдо, каждому блюду присваиваются метки: первое, мясное, итальянская кухня и пр. Впоследствии вы можете по метке отобрать и просмотреть только супы, или только блюда французской кухни и пр. То же и с писательским делом: можно просматривать по меткам только цитаты, только отрывки и пр.
  3. Заметки доступны на сайте Evernote и через приложение на любом устройстве: занесите заметку на сайте — и через пару секунд она уже на вашем телефоне.
  4. К заметкам можно прикреплять напоминания: в установленный срок вам на email придет письмо.

У Evernote масса применений, в любой сфере деятельности: от упомянутой выше кулинарной книги (которая всегда с вами даже в магазине, когда вы закупаете продукты на ужин) до напоминалок о дедлайне. Но и в отдельно взятом писательском деле не знаю, что бы я делал без этой базы данных.

Для чего я ее использую?

  • Сохраняю идеи, которые не хочется забыть, а также цитаты, статьи, интересные тексты.
  • Составляю в Evernote планы произведений, отдельных глав, сцен — и присваиваю метки, к чему что относится, чтобы потом отбирать только нужное в данный момент,
  • Сохраняю ссылки на полезные ресурсы, книги, статьи,
  • Составляю списки задач, на выполнение которых уходит больше пары дней: например, все изменения, которые нужно внести по итогам редактуры,
  • Сохраняю информацию о конкурсах, конвентах, семинарах, поездках — и сразу ставлю напоминание, которое всплывет на почте в нужный день. При этом в нужный день получаю не просто напоминание — но еще и условия конкурса, все, что нужно для участия в конвенте,
  • Собираю базы данных: имена земных культур, подробности быта, истории — все, что может понадобится в миростроении,
  • Коплю визуальные образы: как одевались, строили, что ели в разных земных культурах,
  • Сохраняю ошметки текстов, которые не вошли в финальную версию произведений, но мне кажутся интересными, так что впоследствии их можно использовать.

Главное, все это оказывается под рукой: крупные изменения можно внести на сайте даже с чужого компьютера, а небольшие — с телефона или планшета. Например, интересная мысль нередко всплывает при чтении чужой книги, ее тут же можно занести в базу данных прямо на планшете.

Evernote для писателей

Dropbox

Стоимость: Бесплатно
Язык: Русский
URL: Dropbox.com
Платформа: OS X, Windows, iOS, Android, Windows Phone

Dropbox — облачное хранилище, которое позволяет создавать резервные копии файлов на случай их утраты или потери/поломки компьютера, на котором файлы хранились. Вы устанавливаете программу, выделяете на своем компьютере папку — и далее все, что в папке появляется, будет синхронизироваться с серверами Dropbox. Вы внесли изменения? Файл на сервере обновился. Вы добавили или удалили файл? То же самое произошло на сервере.

Dropbox позволяет синхронизировать содержимое папки не только с сервером, но и с другими компьютерами, которые подключены к тому же аккаунту: например, если вы работаете то на стационарном компьютере, то на лэптопе — с вами всегда самая последняя версия файла, не нужны никакие флешки. То же и с телефонами/планшетами.

В отличие от просто сохранения файлов «где-то в интернете», чтобы они не потерялись, Dropbox — это еще и просто папка у вас на компьютере, а это значит, что все данные остаются у вас, даже если сейчас интернета нет. Если даже вы летите в самолете, спокойно вноси́те изменения в файлы — и как только появится связь, информация на сервере обновится.

Для чего я его использую?

  • Все файлы, с которыми я работаю, находятся в папке Dropbox. Я просто не завожу новые документы вне этой папки. Таким образом я знаю, что ни произведения, ни статьи, ни любой другой файл — никогда не потеряются, не пропадут безвозвратно.
  • Перечитываю написанный с вечера текст на планшете или телефоне, когда выдается свободная минутка.
  • Синхронизация последних версий файлов на основном рабочем месте и на ноутбуке.
  • Все файлы под рукой на сайте Dropbox.com даже если со мной нет ни ноутбука, ни телефона с планшетом.
  • Быстрая переброска информации с одного компьютера на другой, будь то мои компьютеры — или же обмен с близкими и коллегами, с которыми заведены общие папки.
  • С облачным хранилищем легко дать ссылку на файл любому пользователю интернета — не нужно заливать данные в файлообменники, писать письма или сообщения в соц. сетях,
  • Наконец, всю электронную библиотеку я храню в облаке.

С тех пор, как писалась эта статья, облачные хранилища стали популярны, сейчас ими уже никого не удивишь. Вслед за Dropbox аналоги создали Google (Google Drive) и Microsoft (OneDrive). Как обычно, спустя несколько лет, со скрипом и кучей ошибок, подтянулся Яндекс со своим Яндекс.Диском.

Выбор облачного хранилища остается за вами. Обязательно храните произведения — самое ценное, на что вы угробили больше всего времени — в нескольких облаках сразу! В конце концов, один сервис может закрыться, отказать. Бывали случаи, когда в дата-центр, где расположены сервера, подряд ударило несколько молний, так что даже сверхсовременная защита отказала, часть серверов сгорела, и 0,02% данных потерялась. С одним сервисом может случиться все. Храните данные в нескольких сразу.

Я сам начинал пользоваться облаком, когда существовал только Dropbox, и ни Google Drive, ни, тем более, Яндекс.Диска еще не было даже в проекте. Dropbox до сих пор дает самый большой объем бесплатного дискового пространства и работает субъективно быстрее, но для автора разница некритична. Текстовые файлы не занимают много места и не требуют сверхбыстрой скорости работы.

Dropbox для писателей

Feedly

Стоимость: Бесплатно
Язык: Английский
URL: Feedly.com

Работа писателя — это не только сложение историй, но и постоянное чтение. Нужно быть в курсе, что происходит вокруг нас. Если вы не собираетесь заглядывать каждое утро на 5-50 сайтов, но хотите быть в курсе обновлений — этот инструмент для вас.

Время от времени издательства публикуют на своих сайтах анонсы сборников и приглашают в них поучаствовать. Но это же не значит, что вы должны каждое утро или раз в неделю заглядывать на сайт издательства: не появилось ли объявление? не пропустил ли я? Нет, вам нужна программа, которая сообщит о новой публикации, как только та появится. Даже если вы забыли заглянуть на сайт. Даже если вы не помните названия сайта.

Иными словами, Feedly — это как раз такая программа.

Все обновления представлены в разбитой по разделам ленте, как в социальной сети, только лучше. Здесь вы никогда ничего не пропустите, а обновление не «уплывет» в бездну с течением времени. Пока вы не пометите обновление как прочитанное, оно так и будет дожидаться вас, когда бы вы ни зашли на сайт Feedly или открыли приложение на телефоне или планшете. По утрам меня обычно встречают около 30 непрочитанных обновлений.

Для чего я ее использую:

  • для чтения блогов интересующих меня писателей,
  • для объявлений о конкурсах, анонсах сборников и пр.
  • для отслеживания обновлений важных мне ресурсов.

Feedly для писателей

Insightly

Стоимость: Бесплатно
Язык: Английский
URL: Insight.ly

Вообще говоря, Insightly — это CRM, т.е. Customer Relationship Management: система, ведущая учет отношений с клиентами. Обычно такими системами пользуются большие компании, осуществляющие продажи. В рамках компании в такой системе могут работать сотни или даже тысячи менеджеров по продажам, каждая фирма-клиент имеет в базе данных свою карточку, к фирмам-клиентам приписаны контактные лица, с телефонами, адресами и пр. Входящие и исходящие звонки, письма, коммерческие предложения — внутри CRM-системы учитывается все.

Какое отношение это имеет к писателям, спросите вы?

Мир русскоязычных фантастов, писателей и издателей, тесен. И все же это довольно много людей! Писатели, работники издательств, редакторы, организаторы конвентов, журналы, союзы писателей — это десятки организаций и сотни человек, которые связаны отношениями вида «работает в» или «участвует в». При наличии специфической памяти и достижении критической массы, начинаешь забывать, кто такой «Александр Викторович», чей телефон занесен в адресную книгу.

Преимущество Insightly в том, что это программа для малого бизнеса, т.е. это изначально вовсе не грандиозная махина, обрабатывающая сотни тысяч данных о продажах. В ней не так много постороннего. Наконец, она бесплатна для ограниченного числа записей — но эти ограничения таковы, что их вполне хватает.

Для чего я использую программу?

  • У меня занесены отдельные карточки для организаций: издательства, журналы, книжные интернет-магазины — вплоть до тематических сайтов. Типы организаций помечены метками, так что при желании я могу отобрать контакты, например, только интернет-магазинов.
  • Многие люди приписаны к той или иной организации. На каждого указаны не просто стандартный набор контактных данных (телефон, email), но и профили в соц. сетях, личные сайты и пр.

Иными словами, я использую CRM как адресную книгу с дополнительными параметрами, которые позволяют ее упорядочить.

Google Оповещения

Стоимость: Бесплатно
Язык: Русский
URL: Google.ru/alerts

Вы хотите быть в курсе, когда вас упоминают в интернете? Не знаю, как вы — а я хочу. Именно это позволяет узнать сервис «Google Оповещения». Каждый раз, когда поисковик индексирует информацию, в которой упомянуты вы — вам на почту присылается уведомление. В системе можно настроить, как часто вы хотите получать уведомления (например, как только информация появляется в сети или сводку раз в неделю), все ли результаты вы хотите получать — или только лучшие.

Для чего я использую оповещения?

  • Уведомления обо всех упоминаниях моего имени,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего сайта,
  • Уведомления обо всех упоминаниях моего email.

Иногда сервис работает не очень надежно: например, я точно знаю, что в сети появилась новая информация обо мне — потому что знаю, что мой текст появился в интернет-магазине. Но Google может не находить его неделями. В иные дни он может присылать и не относящиюся к делу информацию: в конце концов, уведомлениями управляет программа-автомат. И все же сервис полезен хотя бы тем, что позволяет вовремя отреагировать на упоминания, о которых вы иначе никогда бы не узнали.

 

Надеюсь, эта статья действительно упростит вам работу!