В этой статье я попробую определить, какие признаки определяют принадлежность книги к жанру фэнтези. Зачем, спросите вы? Есть определения в пухлых словарях. Да вот, хотя бы в Википедии. Но, сколько я ни искал, все определения довольно туманны и неточны. Во многих прямо указывается, что между жанрами фэнтези, фантастики и мистики есть пересечения, а разница заключается в тонких нюансах.
А, между тем, вопрос не академический. Например, от ответа зависит, как строить непротиворечивые фэнтезийные миры. Он имеет значение, если вы пишете на стыке жанров и хотите все же угодить в формат. Наконец, не стану спорить — мне просто интересно определить, какие характерные черты зачисляют произведение в жанр фэнтези.
Не все черты являются необходимыми и достаточными. У каждого правила есть исключения. Но все же абсолютное большинство книг в жанре фэнтези в эти признаки укладываются, а наличие хотя бы двух зачисляет произведение «автоматом». Итак, приступим.
Исторический антураж
Чаще всего называют его. Вернее, антураж даже не исторический, а псевдоисторический — поскольку речь очень редко идет о реконструкции. Как правило, жанр фэнтези предполагает не столько историчность, сколько стилизацию под какое-то время, какое-то место. Использование характерных образов, которые позволяют читателю достроить остальное самому. Самый частый образ — типичное европейское средневековье или Ренессанс, но есть масса примеров «китайского», «японского» или вообще совершенно неопределенного фэнтези. Так или иначе, в большинстве случаев произведение апеллирует к историческому периоду.
Особняком стоит так называемое «городское фэнтези», которое разворачивается «здесь и сейчас»: в нашем мире, в наше время. Таким образом, историчность — характерный признак, описывающий большинство произведений жанра, но все же не необходимое условие.
Магичность и сверхъестественное
Пожалуй, именно магия — стопроцентно необходимое условие, чтобы произведение можно было причислить к жанру. Именно она отличает жанр от исторических зарисовок.
Но и здесь есть нюансы. Принципиально важно, чтобы речь шла именно о магии, волшебстве, чародействе… Присутствие техники, чей принцип работы давно забыт, так что выродился в шаманские пляски, или же наличие «псионики» как особых возможностей разума, не делают из произведения фэнтези.
Также не приписывает произведение к жанру просто наличие сверхъестественных сил (богов, упырей, etc.) — ими может обойтись и хоррор.
Чтобы произведение по праву принадлежало к жанру фэнтези, сверхъестественные силы должны присутствовать в мире, а у персонажей должна быть возможность с ними взаимодействовать и самим использовать сверхъестественые способности, нарушая тем самым привычные законы физики и подправляя ход событий. Притом истоки магии не так важны — это могут быть способности, предоставленные высшими силами, или проявляющийся при рождении дар, или нечто, что можно исследовать, как любую другую науку.
Это вовсе не значит, что магия непременно пронизывает мир. В частности, в фэнтези Джорджа Мартина в магию практически никто не верит, она не является заметной силой в обществе. То же можно сказать и о цикле исторического фэнтези Веры Камши. Однако сверхъественное и магия должны быть, должны действовать и не должны быть чужды, у персонажей должна быть принципиальная возможность использовать сверхъестественные силы.
Еще один нюанс — объяснимость магии и сверхъестественных сил. Непознанное и непознаваемое присутствует и в мистике. В чем же отличие? Мистика никогда не объясняет появление сверхъестественного: оно просто присутствует и все. С ним приходится мириться. Как только вы разложили по полочкам, откуда что берется, разъяснили закономерности — все, вы поставили крест на мистике и перешли в жанр фэнтези. И наоборот: если в вашем фэнтези есть сверхъестественные силы, но в них нет закономерности — вы вышли из жанра фэнтези в мистику.
Учитывайте это при написании.
Неоднородный мир
Это свойство — непосредственное следствие сверхъестественных сил. Что я под этим понимаю?
Однородный (подобный нашему) мир — это мир, в котором действуют одинаковые законы мироздания и социума, куда бы вы ни направились. В противоположность этому, жанр фэнтези предполагает принципиальную возможность того, что законы физики могут быть нарушены, подправлены, могут в разных областях или по отношению к разным объектам действовать выборочно.
То же касается не только законов естественных, но и законов социума. В мире, в котором присутствуют нечеловеческие расы, в котором человек может быть вовсе не вершиной эволюции — может быть и совершенно другая психология. Другая философия: например, в мире, в котором существует магия, невозможна сама идея равенства людей.
Иными словами, фэнтези предполагает, что существующие в нашем мире законы миропорядка не то, чтобы не действуют… но действуют неоднородно: за что ни возьмись, в другом месте, в другое время, в применении к другому объекту все закономерности могут вывернуться наизнанку. Автор волен искажать все, что заблагорассудится — главное, чтобы делал это последовательно, логично и реалистично.
Не являются характерными чертами фэнтези:
- Наличие иных рас и/или мифических существ (эльфы, драконы, единороги) — они могут как присутствовать, так и не присутствовать,
- Иной мир — существует немало фэнтези, действие которого происходит на Земле,
- Фокус на герое — это характерная черта поджанра, который так и называется, «героическое фэнтези», но всего лишь поджанра, жанр фэнтези гораздо шире,
- Существование четко оформленных, черно-белых Добра и Зла. Это особенность классики фэнтези, но с тех пор жанр шагнул далеко вперед, современное фэнтези гораздо шире.
У вас есть контраргументы и контрпримеры? Хотите что-то добавить или, наоборот, вычеркнуть? Буду рад поспорить с вами в комментариях!