Интервью с книжным иллюстратором Максом Олиным

Признайтесь, вам порой было интересно, как появилась книга, которая вам понравилась. Не текст: тут-то писатели рассказывают, кто во что горазд. А именно книга: пухлый томик у вас на полке.

Сколько человек участвует в выпуске книги? Какие стадии она проходит от голого текста до полки? Как появляются на свет обложки?

На последний вопрос вот прямо сейчас и ответим: в интервью с Максом Олиным, на счету которого около двух сотен книжных обложек. Как и предыдущее, это интервью я брал для родного издательства «Снежный Ком» — но будет чертовски жалко, если оно окажется похороненным под горами других материалов в соцсетях издательства.

Для начала расскажи подписчикам о себе как человеке. Чем интересуешься, что читаешь сам?
Гм. Если честно, я даже теряюсь, что рассказывать о себе. Страшно представить: я такой же как наши подписчики, обыкновенный прямоходящий гуманоид. Помимо прочего я люблю красивые книги — поэтому собираю артбуки. А еще веду свой канал на YouTube, он целиком посвящен артбукам, комиксам и литературе, которая обучает людей рисунку. Книжные обложки — это для меня интересная работа по профессии, и надо сказать, она отнимает достаточно много времени. Получается, что читаю я чаще всего то, что мне прислали издатели.

Макс, опиши, как происходит подготовка обложки. Взгляд со стороны издателя свой, там свои нюансы. А ты расскажи со стороны иллюстратора.
Наверное, кому-то процесс может показаться банальным. Обложка начинается с того, что в один прекрасный день на почту приходит письмо с обычным вопросом — «Возьмешься?». Со Снежным Комом, например, мы работаем давно, мой стиль в издательстве знают и давно доверяют — так что я сам себе сразу и иллюстратор, и художественный редактор. Сам читаю книгу, которая в меня прилетела. Сам придумываю, что будет на обложке. Когда сформировалось несколько набросков — я показываю их Глебу. Затем общими усилиями, часто с учетом мнения автора, выбираем самый интересный вариант. После этого иллюстрация уже уходит в работу.

Как «войти» в книжный мир, перейти от дизайна билбордов к тому, что действительно любишь и что тебе интересно?
Не стоит так: скажем, я люблю дизайн билбордов — хотя в моей практике был, кажется, всего один билборд. На самом деле не секрет, что на одной работе с книжными обложками художник сейчас существовать не может. Я сам по мере возможностей занимаюсь всем: и обложки, и комиксы, и разработка настольных игр, и рекламная анимация — в общем, всем, где только может пригодиться рука художника. А «войти» на самом деле просто: если хотите стать книжным иллюстратором, то все, что вам нужно — это соответствующие позиции в портфолио и адрес издательства.

Что скажешь о «мейнстримовых» обложках в современном российском книгоиздании? Доволен ли ты тем, как обстоят дела? Что бы ты изменил, переделал?
В книгоиздании в целом очень разная ситуация. Наверное, любой рынок устроен так, что на нем будет 80% мусора. Кто-то по старинке рисует «стреляющего человека, который обнимает большегрудую красотку», кидает поверх этого страшные буквы — и так пускает в печать. Кто-то, особенно когда речь идет о переводной литературе, пытается копировать обложки зарубежных изданий. Тоже не всегда получается удачно. А у кого-то выходят отличные самобытные обложки с превосходной типографикой! Так что я не склонен обобщать.

Лучше опишу, как возникли некоторые обложки в моей практике:

1. Антология «Мистериум: Полночь дизельпанка». Задача была сделать что-то дизельпанковское, а стиль этот очень любит трубы, дым, и брутальные конструкции. Так на свет появился завод-череп — который можно увидеть, если развернуть обложку целиком, переднюю и заднюю часть. От этого черепа пошло дальнейшее развитие сюжета. А вот мотоцикл на заднем плане мы добавили уже на финальной стадии, после общих обсуждений, чтобы все выглядело еще более дизельпанковским.

2. «20 лет МДС» (Модель Для Сборки) оказался очень забавным в плане креатива. У Глеба Гусакова был один взгляд на будущую обложку, а Сергей Чекмаев придерживался другого. В итоге по переговорам с Глебом было сделано множество набросков — но они в работу не пошли. В финал вышло то, что мы внутри узкого круга называли «Стул с историями». А мог бы появиться Влад Копп в образе пришельца, в нуарных декорациях. Сидел бы с ногами на столе и раскуривал сигару.

3. Антология «Взломанное будущее» — это сборник который состоял из двух половинок: киберпанка и рибофанка. Так что и набросков для обложки было два: один типично киберпанковский, с «погружением в виртуальную реальность», а другой — типично рибофанковский, с биологическими-кибернетическими отростками и большим мозгом. В конечном итоге составители решили взять первый вариант просто чтобы избежать шуток про «Футураму».