10 литературных терминов, в которых путаются

8 терминов, в которых путаются начинающие авторы

Я глубоко убежден — и мировая литература знает массу тому примеров — для того, чтобы стать писателем, вовсе не обязательно быть филологом или иметь специальное образование. И все же, чтобы написать книгу, требуются не только обильное чтение и много практики — но и владение теорией.

Теория эта не так уж сложна: это вовсе не ядерная физика и даже не юриспруденция. Сложности подстерегают автора не в изучении теоретических основ, а когда наступает время воплощать их на практике, т.е. во время письма. О теории в этом блоге говорилось порядочно. Здесь же хочется подкрепить сказанное и разобраться в терминах, которые мелькают в интернете, но отчего-то их частенько путают, подменяют друг друга — как будто они значат одно и то же.

Идея vs тема произведения

Идея и тема упоминались в прошлой статье о планировании сюжета — так что позволю себе процитировать.

Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:

Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.

Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: где, что, когда. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.

Почему это важно?

  1. Выделение идеи и темы — первый шаг планирования произведения.
  2. Формулирование темы (где, что, когда) в одном предложении — важная лакмусовая бумажка. Если вы не можете заключить сюжет в одну фразу, обычно это значит, что вы плаваете, над сюжетом хорошо бы поработать еще.
  3. Ни один читатель, ни один критик не может критиковать идею. С идеей можно лишь соглашаться или же не соглашаться. Любая критика может касаться только тематического материала, т.е. того, какими приемами автор идею воплощает.

Сюжет vs фабула

Ну, здесь все просто.
Фабула — это все события, влияющие на основной конфликт произведения. А если проще — это все то, что в произведении происходит.
Сюжет — это события произведения в том виде и той последовательности, в которой они разворачиваются перед глазами читателя.

Например, одну и ту же фабулу (фактически происходящие события) можно описать тысячей разных способов, т.е. у одной фабулы может быть множество сюжетов.

Самый наглядный пример этого различия — это классический детектив. Фабула — это фактически произошедшие события. Сперва у нас есть убийца, затем труп, потом происходит расследование и, наконец, раскрытие преступления. В противоположность фабуле, сюжет — это когда читатель сперва видит труп, затем следит за расследованием, и уже в конце, когда преступление раскрыто, видит убийцу.

Почему это важно?

  1. Фабула и сюжет — это совершенно разные вещи. Бывают и строго фабульные произведения (обычно это рассказы и повести), т.е. те, в которых события идут подряд, без флэшбеков и забегания вперед, точка зрения не переносится от одного персонажа к другому. А вот чисто фабульных романов так просто не найдешь, ведь роман представляет собой переплетение нескольких сюжетных линий.
  2. В отличие от фабулы, сюжет укладывается в определенную схему, которая предполагает экспозицию, завязку конфликта, его развитие, кульминацию и развязку. Произведения планируют, отталкиваясь именно от сюжета (и так создается композиция произведения). Помним, что композиция должна быть такой, чтобы напряжение то спадало, то возрастало, но «средний градус» напряженности все время рос. Если у вас сложилась последовательность событий, это еще не значит, что все готово к написанию книги: события нужно разложить по указанной выше схеме. Подробнее об этом — в уже упомянутой статье о планировании сюжета.

Темп vs ритм текста

Стоит заговорить о том, что средний градус напряженности должен все время расти, кто-нибудь тут же возразит. «Послушайте, но у меня тут драка и погоня! Это что же… значит, мне и впредь поддерживать тот же уровень экшна?». Нет, не значит. С этим связаны еще два похожих понятия: темп и ритм повествования.

Дело в том, что действие в произведении может быть внешним и внутренним. К примеру, удирающий от погони герой — это внешнее действие, и скорость его развития называется ритмом произведения. Когда герои входят в темный дом, в котором, как мы знаем, притаился враг — несколько минут могут растянуться на несколько страниц, развитие внешних действий минимально, в реальности практически ничего не происходит. Но внутреннее действие (мысли персонажей, их страхи, реакция на каждый шорох) огромно. Скорость развития внутреннего действия называется темпом.

Почему это важно?

  1. В хорошем остросюжетном произведении высокий темп и высокий ритм чередуются, поддерживая средний уровень напряженности текста разными методами.
  2. Стоит помнить, что внутреннее действие больше приковывает внимание читателя, нежели внешнее. Возьмем, например, боевики. Их не зря читают ради отдыха, чтобы расслабиться. Нередко бывает так, что герой вечно куда-то бежит, крошит врагов в капусту, однако от произведения слипаются глаза. Это следствие того, что упор сделан на внешние действия при игнорировании внутреннего.
  3. Не всегда внешнее действие вообще является событием. Герой может одного за другим крошить врагов, однако в действительности ни его положение, ни его мотивация от этого не меняются. В произведении, по большому счету, ничего не происходит. Нам просто показывают череду драк и погонь, которые не имеют последствий. Если вы используете в тексте элементы экшна — убедитесь, что после них положение героев, обстановка, их мотивация действительно изменятся.

Невозможное vs невероятное

Мое любимое противопоставление. Понимание, что есть что — важно именно в фантастике и фэнтези, которые целиком основаны на выдумке автора.

Невозможное — это то, что теоретически невозможно, но в силу тех или иных причин может случиться. Например, невозможно выйти на улицу и встретить динозавра.
Невероятное — это то, что теоретически возможно (невероятное не нарушает законов мироздания), но это никогда не произойдет. Невероятное — это, например, завтрак в компании Папы Римского и британской королевы.

Почему это важно?
Нужно ли говорить, что фантаст (шире — автор научной фантастики и фэнтези) оперирует невозможным? То, что опирается на невероятное — не является фантастикой.
В противоположность, если вы пишете приключенческий роман, скорее всего, у вас частенько случается невероятное. Но если не хотите выходить из жанра в область фантастики, избегайте невозможного.

“Ab ovo” vs “In medias res”

Эти два термина никто не путает просто потому, что в сети они мелькают редко. Меж тем, это еще одна пара понятий, а выделили ее еще античные поэты.

In medias res — дословно переводится с латыни как «в середине дела», это прием начала повествования, когда действия начинаются без длительной экспозиции, в которой описывались бы персонажи, без расстановки сил. Действие сразу начинается с завязки конфликта. Экспозиция, герои — все это описывается уже по ходу действия.

Ab ovo — дословно с латыни переводится как «начиная с яйца» (что означает «с самого начала»), это как раз противоположность, такое начало повествование, в котором все описывается последовательно, с самого начала. В чистом виде прием Ab ovo практически нигде не используется. Например, в фантастике мне навскидку вспоминаются лишь «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин и «Ученик убийцы» Робин Хобб, которые действительно начинается с самого, что ни на есть, начала: с детства героя. В широком смысле Ab ovo — это любое произведение, которое начинается привычно, с экспозиции.

Почему это важно?

  1. Как нетрудно догадаться, первый прием делает произведение более остросюжетным. Если он хорошо реализован: в действительности начать роман сразу с завязки, миновав экспозицию, а потом хорошо подав ее по мере развития событий — довольно сложная штука.
  2. Чтобы экспозиция не заставляла читателя зевать, покажите читателю героев и обстановку в сценке, которая уже имеет определенную проблематику. Пусть это еще не первый звоночек грядущего конфликта, но происходящее в первой сценке можно подать так, чтобы оно заставляло задаваться вопросами, чтобы какое-то действие начиналось с первых страниц. Хороший пример — предположим, казнь, с которой начинается «Игра престолов» Джорджа Мартина. Эта казнь — еще не основной конфликт, но это действие, которое приковывает внимание с первых страниц, заставляет спрашивать, что это и о чем это.

Какие приемы для создания остросюжетности используете вы? Если у вас есть вопросы или вы можете поделиться собственным опытом — добро пожаловать в комментарии.